Вы никогда
не задумывались о том, что с каждым годом наша жизнь ускоряется все
сильнее и сильнее? И чтобы все успеть, нужно учиться быть точным,
ответственным, серьезным, - а попросту говоря, прагматичным. Такие
способности востребованы обществом, и быть вечно занятым менеджером
куда выгоднее, чем свободным художником. Но ведь только творческая
личность способна в нашем быстро меняющемся мире увидеть красоту и
произнести сакраментальную фразу: «Остановись, мгновенье, ты
прекрасно!» А еще — запечатлеть этот миг в картине, песне,
стихотворении или просто в своем сердце.
Давайте поговорим о
развитии творческих способностей детей. Стоит ли учить ребенка
прекрасному? Принесет ли ему это счастье или разочарование от
несовершенства бытия? Но вместо того, чтобы углубляться в философию,
обратимся к особенностям детской психологии.
Фантазия,
вдохновенная увлеченность игрой или рисованием «каляки-маляки» - все
это свойственно детям с самых ранних лет. То есть созидание — это
естественное состояние практически каждого малыша. Для детей создавать
что-то новое — так же необходимо, как дышать. Ведь эта креативность,
заложенная самой природой, — гарантия того, что малыш усвоит новые
знания, умения, навыки и сможет их использовать на благо себе и
окружающим. Например, без абстрактного мышления, которое как раз и
развивает творчество, малыш не сможет считать, а без фантазии не
напишет школьного сочинения. Получается, в развитии творческих
способностей есть огромная практическая польза. И даже если ребенок не
станет известным художником или музыкантом, то он обязательно будет
гармонично развит и, скорее всего, — счастлив. А разве не об этом
мечтают все мамы и папы?
Но
быть талантливым ребенком — это значит не только радовать родителей
своими успехами, но и периодически страдать от непонимания сверстников,
а порой и отстаивать свои права на непохожесть. Мне известны несколько
случаев, когда одаренных ребят буквально изводили одноклассники, а
оправдывали они свою агрессию так: «А что нам тобой, Лена (Света, Петя,
Надя), наши предки в глаза тыкают? Мол, ты и то умеешь, и это... А нас
они только за двойки ругают».
Я с самого детства любила
рисовать, а потом начала писать стихи, увлеклась наукой... Победы в
конкурсах и участие в конференциях частенько чередовались с дразнилками
ровесников в мой адрес. Мне было очень обидно: ведь я честно заслужила
свои победы, никогда не хвасталась и не зазнавалась. Но меня утешала
мысль: да, меня не понимают, но зато у меня есть мой маленький мир, где
можно укрыться от всех невзгод — и это мир моего творчества. Да и
родители научили меня не обращать внимания на завистников и помогли
понять удивление окружающих: ведь это действительно необычно, когда
девочка-школьница создает что-то на вполне взрослом уровне. И часто
косые взгляды детей и взрослых — это просто любопытство, а дразнилки —
попытка пообщаться с «настоящим, живым поэтом». Думаю, если это вовремя
объяснить ребенку, то переживаний станет гораздо меньше, а уверенности
в себе и желания развивать свой талант — больше. Кстати, моя
креативность пригождается мне до сих пор, но теперь уже в работе: ведь
писать статьи — это тоже творчество. Да и остальные свои «детские»
увлечения я не бросила. Ведь как можно забыть то, что дает силы и
делает жизнь чуточку светлее и лучше?
Наверное, способность
создавать что-то новое — это как волшебная палочка: ребенок может как
использовать это во благо, так и зарыть в землю свой талант. Но не дать
эту волшебную палочку малышу — значит лишить его свободы выбора.
Чтобы
развивать таланты ребенка, не обязательно буквально с пеленок отдавать
его в художественную или музыкальную школу. Все-таки детство — это
время игр и беззаботности. Чтобы обнаружить способности малыша, не
стоит изнурять его психологическими тестами или серьезными
каждодневными занятиями, достаточно просто быть внимательными и
неравнодушными родителями. А раскрыть детские таланты помогут эти
веселые и простые игры.
Игра «Погремушка»Эта игра
развивает чувство ритма. Будет очень весело, если к игре присоединится
братик или сестренка. Развлечение хорошо подойдет для утренника в
садике. Вам понадобится несколько погремушек — по две на каждого
ребенка. Главное, чтобы звучание у каждой было почти одинаковым и не
очень громким. Игра проводится в соответствии с текстом: мама или
воспитательница помогает детям ритмично встряхивать погремушки, а затем
– спрятать их за спинку.
Погремушка-погремушка,
Музыкальная игрушка!
Хочешь, сразу две возьми -
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми -
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки -
Отдохнут от шума ушки.
На соседей погляди
И тихонько посиди.
На соседей погляди
И тихонько посиди.
А когда ты отдохнешь,
То опять греметь начнешь!
Игра «Зажги в окошках свет» Ребенок
раскрашивает желтой или оранжевой краской окошки в домиках, которые
нарисовали родители. Игра развивает аккуратность, мелкую моторику рук и
фантазию.
Игра «Бибикает машина!»Игра на
подражание. Развивает не только чувство ритма, но и координацию
движений. Надо предложить ребенку «поиграть в машинку»: напевать
песенку, бибикать и крутить игрушечный руль (его может заменить бубен
или даже крышка). Пусть он представит себя шофером, а мама или его
друзья будут пассажирами, вместе с ним поющими эту песенку:
Сидим с шофером рядом -
Би-би-би.
Помочь шоферу надо! -
Би-би-би.
Машинам всем и людям -
Би-би-би,
Бибикать громко будем -
Би-би-би!
Игра «Нарисуй музыку!»Это
игровое задание хорошо тем, что подойдет даже для самых маленьких. Ведь
рисовать можно не только карандашом или кисточкой, но и пальчиком! А
это обычно очень нравится малышам.
Для «иллюстрации» хорошо
подойдут как песенки из любимых мультфильмов, так и серьезные
музыкальные произведения. Ведь в первую очередь ребенок будет
изображать свои чувства, возникшие при прослушивании, а не сюжет
песенного текста. Так малыш впервые познакомится с цветовой символикой:
черный — цвет грусти, красный — тревоги, а зеленый — жизни... Или даже
придумает свои цветовые значения. Это задание стимулирует творческую
активность ребенка. А главное, что для него понадобится лишь бумага,
краски и любимая мелодия!
Игра «Цветы на лужайке» На
бумаге зеленого цветы малыш кончиками пальцев оставляет цветные
отпечатки или капает на лист из тюбиков с оформительским блеском — так
цветы получатся объемными и сверкающими. Игра хорошо развивает образное
мышление и фантазию.
Игра «Стань звездой!»Для нее
потребуется игрушечный музыкальный инструмент: пианино, гармошка или
даже микрофон и электрогитара. Надо включить песню, где присутствует
инструмент, на котором кроха будет играть. Пусть ребенок представит,
что он известной пианист, гитарист или певец — и сейчас у него концерт.
Конечно же, на этот концерт надо пригласить слушателей: папу, бабушку,
братьев и сестер. И в конце импровизации они обязательно должны
похлопать «великому маэстро», а еще лучше — вручит сладкий приз!
Также
можно предложить ребенку спеть в караоке его любимую песенку. А уж если
ее сопроводить клипом (нарезкой кадров) из мультфильма — это
обязательно заинтересует ребенка. А можно купить специальный диск
«Караоке для детей», там веселые картинки уже присутствуют. Такие
игры-подражания развивают слух и артистические способности.
Игра «Праздничный салют»На
черном (темно-синем, фиолетовом) листе цветной бумаги ребенок с помощью
взрослых делает разноцветный набрызг зубной щеткой (или брызгает
разлохмаченной кисточкой в хаотичном порядке): так на ночном небе
появляется праздничный салют. Ребенок обязательно почувствует свою
причастность к маленькому чуду.
Игра «Изобрази животное!»Игра
развивает образное мышление и фантазию. Ребенок должен угадать, на
какого зверя похожа мелодия и изобразить его. Например, медленная
музыка с преобладанием низких частот ассоциируется у детей со слоном
или медведем, а быстра и веселая — с зайцем или белкой. Пусть ребенок
импровизирует и танцует, а так же подпевает — чирикает как воробей или
рычит как тигр.
Можно даже устроить театрализованное
представление. Например, как все животные пришли к лисичке на день
рождения и танцуют для нее. Малыш с удовольствием изобразит и
лису-именинницу, и волка, и многих-многих других животных. Чтобы
ребенок сильно не перевозбудился, игру через какое-то время можно
прервать словами: «А теперь звери устали и сели послушать сказку!»,
переключив внимание ребенка на более спокойное занятие.
Такие
игры хороши тем, что не только выявляют скрытые способности ребенка, но
и сближают его с родителями. Ведь каждое из этих шуточных заданий — еще
и повод побыть вместе, посмеяться и пообщаться с малышом. Все это
способствует как развитию его таланта, так и первичной социализации — а
навык общения обязательно пригодится в школе.
Как видите,
детское творчество вовсе не бесполезно, это маленькие шаги к успеху в
будущем. Вдохновения и радости вашему маленькому творцу!
Елена «БЭТ» Большакова