Если ребёнок плачет, хорошее начало для разговора таково: «О чём ты плачешь?»
Рассказав несколько раз, о чём же он плачет (каждый раз, когда он
рассказывает, помогайте ему, расспрашивая его о случае), ребёнок
перестанет плакать так сильно. Тогда можно спросить: «О чём ещё ты плачешь?»
Позвольте ребёнку плакать, пока ему не станет лучше, — этого часто
достаточно. Особенно хорошо, если вы в тесном контакте с ребёнком, и он
знает, что может рассчитывать на вашу поддержку и помощь.
Не пытайтесь остановить плач ребёнка, просто говоря ему: «Не плачь»,
вы наверняка замечали, что подобные увещивания лишь усиливают и
продолжают рыдания. Либо справьтесь с тем инцидентом, который вызвал
плач, расспросив о случившемся и выслушав рассказ ребёнка о нём, пока
он не засмеётся, либо дайте ему выплакаться, лаская или обнимая его. В
последнем случае — никаких слов, только ласка. "Шиканье" на ребенка в
то время, когда он рыдает, может привести к заиканию.
Попробуйте переключить его внимание на другую область деятельности
вместо сюсюкающих слов сочувствия. Во многих случаях можно поразиться,
как быстро прерываются слезы и внимание сосредотачивается на новом
интересном объекте. Конечно, это может не подействовать, если слишком
много внимания связано с тяжелым инцидентом, лежащими в основе плача.
В случае тяжелого инцидента, к которому внимание ребенка
возвращается вновь и вновь после отвлечения, установите с ним общение
как можно скорее, и затем спросите, что случилось. Побудите его
рассказать вам три или четыре раза, как все в точности произошло, и его
эмоциональное состояние улучшится очень быстро. Не оценивайте и не
обесценивайте его ответы, просто подтвердите и попросите рассказать это
еще раз.
Есть дети, которые, слегка поранившись во время игры, разражаются
слезами и плачут гораздо дольше, чем того заслуживает инцидент. В этом
случае уделите ребенку немного сочувствия, но главное, попросите ее
рассказать, что случилось. "Как ты упал? А, ясно. Ты бежал в это время?
А где ты поцарапался о педаль? Теперь расскажи мне об этом еще раз."
Понадобится не более трех или четырех повторов, прежде чем инцидент так
надоест ребенку, что он будет рваться вернуться к игре.
Основано на работах Л. Рона Хаббарда ("Детская дианетика")
Источник: http://bezproblem.info/children/?page=children0 |