Дружба. Девочка и… девочка.
Иногда за вереницей неотложных дел и забот мы не замечаем, что
происходит с нашими детьми, чем они интересуются, с кем дружат и почему
расстраиваются. Мы автоматически спрашиваем «как дела?» и получаем в
ответ автоматическое «нормально». Мы, конечно, знаем, с кем наш ребенок
дружит. Но интерес часто возникает тогда, когда нам кажется, что
подружка дочери оказывает на нее слишком сильное или «плохое» влияние.
И уж совсем редко нам приходит в голову, что в возрасте восьми, десяти
лет у ребенка может возникнуть чувство привязанности к своей ровеснице.
Для детей все это естественно, а нам кажется непонятным и туманным, и
мы часто вмешиваемся, не разобравшись, что происходит.
История 1. «Эх, подружка моя»
Эта история произошла в прошлом году, когда моя дочка училась во втором
классе. Вместе с Аленкой учится ее лучшая подружка Иришка. Девчонки
как-то сразу «нашли» друг друга, сели за одну парту и старались как
можно больше времени проводить вместе. В силу некоторых школьных
обстоятельств у Аленки в середине учебного года случился кризис,
отношения с одним из учителей накалились, и я уже решила поискать
другую школу. Конечно же, Аленка не замедлила поделиться этим с
Иришкой. На следующее утро ко мне подошла мама Иры.
- Даже не знаю, как сказать, Ирка вчера весь вечер пролежала на кровати
лицом к стене. Сначала она плакала, потом всхлипывала, а потом просто
молчала. Я пыталась поговорить, но она игнорировала мои вопросы. Только
когда мы ложились спать, Ира сказала: «Знаешь, Аленка собирается
переходить в другую школу. А как же я? Что делать мне? Ведь у меня во
всем Киеве больше никого нет».
Я растерялась. Я знала, что девочки дружат, но не подозревала, до какой степени Иришка привязана к Алене.
Тема оставалась открытой еще какое-то время, а потом рассосалась сама
собой. Учительница, из-за которой сыр-бор разгорелся, ушла из нашей
школы, а Аленка вообще забыла, что собиралась уходить. Через пару
недель я спросила у дочки, что она решила, Алена ответила, что у нее
все в порядке и уходить она не хочет. И расставаться с Иришкой и
другими подружками не хочет тоже.
Комментарий: Младший
школьный возраст — возраст преимущественно однополой дружбы. Девочки
тянутся к девочкам, мальчики — к мальчикам. В зависимости от
темперамента и индивидуальных психоэмоциональных особенностей ребенка
дружба и привязанность могут быть достаточно сильными, практически на
уровне психологической зависимости. «Мне хорошо, так как рядом лучшая
подружка. Если она уйдет — мне будет плохо». Возникает небольшой
парадокс. С одной стороны, ребенок испытывает совершенно конкретные
эмоции и переживания, а значит, ему это необходимо пережить. С другой,
он может «завязнуть» в болоте привязанности, интересоваться жизнью
своей подруги больше, чем своей. Если с девочкой не вести разговоры о
ней самой, о ее самоценности, у нее может произойти своеобразный отказ
от себя. Ребенок будет полностью зависеть от другого, будет связывать
свое счастье и благополучие с кем угодно, но только не с собой.
Родителям нужно быть тонкими дипломатами, чтобы грубо не вмешаться в
эмоциональное развитие ребенка и формирование его чувства
привязанности, но одновременно вовремя суметь сбалансировать свое чадо
в случае перекоса.
История 2. «Ты мне больше не дружок»
Наблюдая за тем, как развиваются отношения Алены и Иры, я заметила
массу интересных вещей. Их дружба чем-то мне напоминала отношения
Дон-Кихота и Санчо Пансы. Ириша взяла на себя роль своеобразного
опекуна Аленки. Ирка могла аккуратно сложить или развесить на вешалке
Аленину одежку, проследить, все ли Алена положила в свой портфель. На
день Валентина или праздник 8 Марта Аленка получала не менее трех
открыток с пожеланиями и признаниями в дружбе и любви от Иры. Я не
вмешивалась, так как отлично понимала, что для того, чтобы поговорить
об этом, надо дождаться определенной ситуации. И она вскоре произошла.
Возвращаясь вечером домой, я спросила у Аленки, что нового и
интересного сегодня было в школе.
- С Иркой поссорилась. Потом выясняли отношения.
- А из-за чего ссора произошла?
- Мам, понимаешь, я стала играть с Викой и Катей, а Ирка обижается. Я
же не могу только с ней играть. Мне хочется и с другими общаться.
- Я понимаю, даже от самых близких друзей хочется немного отдохнуть.
Пообщаться, поиграть с кем-то другим или просто побыть самому. Для того
чтобы потом опять с радостью встретить старого друга. А как с
выяснением отношений? Удалось помириться?
- Да, конечно. Мы не можем долго обижаться друг на друга.
Комментарий: Эта
история связана с предыдущей и показывает последствия сильной
привязанности. Ириша делает все, чтобы завоевать дружбу Аленки.
Фактически она вкладывает свои силы в построение долгосрочных и крепких
отношений, стараясь стать единственной и незаменимой подругой. Но Алена
хочет общаться и играть не только с Иришкой, но и с другими детками.
Иринка обижается и злится, так как столько усилий пропадает зря и
вожделенный объект самовольно покидает обозначенную территорию, ведет
себя не так, как девочка представляла. Аленка инстинктивно чувствует,
что ее пытаются усадить на поводок и бежит «на волю».
Конечно же, надо общаться и разговаривать. Разговаривать о личном
пространстве, о том, как ребенок чувствует себя в одиночестве, о дружбе
и детских представлениях о ней, о том, кто и что кому должен и должен
ли вообще. Внимательно выслушивая ребенка, можно проникнуть в его
внутренний мир и протянуть руку помощи в ситуации, которая может стать
критической в случае равнодушия. Ведь если честно заглянуть в себя или
просто посмотреть по сторонам, то можно увидеть свои и чужие
привязанности, увидеть, как делается ставка на другого человека, как
формируются ожидания. И что случается с нами, когда желаемое не
происходит или происходит не по сценарию.
История 3 «Гляжу в тебя как в зеркало»
Про этот случай я узнала случайно, когда мы с дочкой возвращались домой
из школы. С нами шла Марина, с которой Аленка сидит за одной партой, и
ее бабушка. Бабушка сетовала на то, что Марина стала держать ручку
неправильно, подражая Алене. Мой ребенок действительно держит ручку
каким-то своим способом. Я немного переживала поначалу, но потом
решила, что если девочке так писать комфортней, то какие проблемы? Дети
склонны к подражанию, и Маринку, по-видимому, заинтересовал Аленкин
способ держания ручки. Но это не устроило бабушку, и следствием
разговора с учительницей стал некий прессинг на моего ребенка, о чем я
узнала уже от Алены. Она услышала часть нашего разговора и стала
жаловаться, что учительница заставляет ее брать ручку «правильно», а ей
мало того, что неудобно, так и почерк при этом становится гораздо хуже.
Я пообещала, что с учительницей поговорю, что и сделала на следующий
день.
Комментарий: Подражание
достаточно сильно проявляется у детей младшего школьного возраста.
Копируются привычки, походка, даже понравившиеся черты характера или
способ выражения эмоций. Но далеко не все перенимаемые черты способны
обрадовать бдительных родителей. И начинается лихорадочная деятельность
по перекройке и переделке своего чада с одновременными жалобами
учителям и родителям того ребенка, с которого снимается копия. На
ребенка набрасываются с фразами типа: «У тебя что, своей головы на
плечах нет?», «А если Катя с крыши решит прыгнуть, ты тоже за ней
побежишь?». Как крайняя мера, могут вообще запретить ребенку общаться с
«неполезной» подругой.
Что и говорить, многие действия взрослых оказываются преждевременными,
насильственными, а самое главное, абсолютно неэффективными. Из мухи
раздувается слон, а ребенок продолжает делать все то, что и делал, но
уже исподтишка, обходя моменты, которые вызывают недовольство
родителей. Рубить с плеча, активно возмущаться и бороться, конечно же,
гораздо легче и привычней. Но если есть желание иметь со своим чадом
доверительные близкие отношения, то стоит поговорить с ребенком,
выслушать его, выяснить, что с ним происходит и почему, а потом уже
принимать решение о том, что делать или не делать.
История 4. «Девочки налево, мальчики направо»
Интересные варианты девичьей дружбы можно увидеть в переплетении
одновременных отношений с мальчиками. Аленке уже больше года нравится
Валик, она говорит, что у них любовь. При этом Аленку не волнует, что
Валик по характеру вполне тянет на своеобразного Дон-Жуана. Он успевает
и лучшую подружку Ирку в щечку поцеловать, и пять раз с Катей
потанцевать на школьной дискотеке, и еще уделить внимание пяти-шести
девочкам. На мой робкий вопрос Аленка смотрит на меня со
снисходительной улыбкой и говорит: «Ну и что? Ведь бывают семьи, где
один муж и несколько жен? И все дружат» Я невразумительно мычу в ответ,
не зная, что сказать. Вспоминаю товарища Сухова и понимаю, что
подрастающее поколение имеет свой взгляд на жизнь и отношения.
Еще один эпизод, который произошел перед тем, как Аленкин взгляд
остановился на Валике. Как раз тогда Алена находилась в свободном
полете. На мой вопрос, нравится ли ей кто-нибудь из класса, дочка
ответила:
«Да, новенький мальчик Вова».
«А Иришке кто нравится?».
«Тоже Вова».
«И как вы выходите из положения?»
«Очень просто, мамуля, нас с Иркой это не беспокоит, а Вова об этом просто ничего не знает».
Я от души смеялась над такой расстановкой сил и подходом, не требующим больших душевных затрат.
В моменты же «разборок» с мальчишками девчонки грудью вставали на защиту друг друга.
Однажды я была свидетельницей того, как Иришку обижал один из
одноклассников. Причем явно не по делу, а так, для развлечения. Ирка —
барышня в теле и мальчишка решил проехаться по этой теме. У Ирки на
глаза уже наворачивались слезы, и я собралась вмешаться, как вдруг на
обидчика налетел ураган в виде моей дочери. Теперь уже надо было
спасать пацана. Я разняла детвору. Девчонки поправляли одежду и
расчесывали спутавшиеся волосы, а мне совершенно не хотелось им ничего
говорить. Возможно, это не совсем педагогично, но для меня в данном
случае стремление помочь другу в сложной ситуации было гораздо важнее
методов, которые при этом использовались.
Комментарий: Отношения
с мальчишками в этом возрасте очень актуальны, все в кого-то влюблены.
Но одновременно это никак не может сравниться с «крепкой женской
дружбой».
Девчонки обсуждают между собой важные темы любви или расставания,
хранят секреты и «страшные тайны», при необходимости могут горой встать
друг за друга. Слова «моя лучшая подруга» — не пустой звук. И хочется
только еще раз напомнить родителям о внимании по отношению к своим
детям: им необходима и поддержка, и дружеский взгляд, и понимание. А
еще — чуткость взрослого и способность сопереживать без потакания и
лицемерия.
Я вижу, что моя дочь, ее подруги и ровесники взрослеют не по дням, а по
часам. Они радуются и грустят, надеются, мечтают и расстраиваются,
мирно общаются и выясняют отношения, фактически моделируя отношения
взрослого мира. Очень легко потерять доверие ребенка, позволив себе
насмехаться над его чувствами и переживаниями, в один момент можно
разрушить хрупкий мост понимания, давая жесткую оценку происходящему. И
потом малыш десять раз подумает, прийти ли к маме или папе со своими
радостями и горестями, рассказывать ли им о своих друзьях или не стоит.
Кроме этого, излишнее вмешательство, так же как и полное равнодушие,
могут иметь далеко идущие последствия. Дружба — это внимание и интерес,
и дети это хорошо чувствуют и понимают. И поэтому хочется вспомнить
легендарного кота Леопольда и сказать: «Ребята, давайте жить дружно».
Надежда Сухарь
Обсудить на форуме
Источник: http://www.uaua.info/content/?action=main&id=59 |