Учить ли ребенка давать сдачу?
«Вчера сын пришел из школы с царапиной на всю щеку — оказывается, его
ударил одноклассник. Муж сказал, что надо было дать сдачи, а я не
согласна. Но потом задумалась: может, я неправа? Ведь ребенок должен
научиться постоять за себя», — задумчиво рассуждает Оксана, мама
второклассника, спокойного «очкарика».
«Сыну 8 лет, он добрый и подвижный мальчик, рослый, выглядит достаточно
солидно. Но регулярно получает «по лбу». И проблема в том, что он не
может защищаться, когда сверстники его обижают», — мама Саши выглядит
растерянной и огорченной.
«Дать сдачи не может! Второй год ходит на каратэ, здоровый и спортивный
парень, но на все жизненные неурядицы отвечает постоянным нытьем!» —
возмущается папа Никиты в «предбаннике» спортивной секции.
Знакомо? Похоже, эта проблема волнует многих родителей. Особенно мам и
пап мальчиков в возрасте 6–8 лет. Конечно, и малыши в песочнице могут
подраться, но задумываться о том, как правильно поступить в такой
ситуации, мы начинаем, когда конфликт превращается в полноценную драку.
«Зри в корень»
Почему ребенок не умеет (или не хочет) постоять за себя? Корни проблемы
«прячутся» в особенностях возрастной психологии младших школьников.
Именно в 6–7 лет у них появляется достаточно сильная зависимость от
оценки взрослых. У ребенка формируется совесть, а это значит, что все
реакции на правила и запреты становятся значимыми, он понимает, что
несет в себе нарушение «закона». Появляется чувство ответственности,
долга, а также и новый страх — быть непризнанным, не соответствовать
требованиям социального окружения, быть не тем, кого считают «хорошим»
(а у него уже сформировалась четкая концепция, что входит в это
понятие).
Кроме того, в этом возрасте дети обладают повышенной внушаемостью.
Соответственно причины того, что мальчик (девочка) не может дать сдачу
и постоять за себя, могут быть разнообразными. Скажем, сформировалось
конкретное понятие «хорошести» — это тот, «кто не дерется, ведь драться
плохо, за это наказывают». А он так хочет быть хорошим. Для всех!
Причины могут быть связаны и с особенностями воспитания в семье. Бывают
тревожные родители, которые во всем видят опасность, ограждают свое
чадо от любых потрясений, ограничивают контакты со сверстниками —
понятно, что в этом случае ребенок просто не в состоянии самостоятельно
разрешать конфликты, не умеет договариваться, ведь опыт общения с
другими детьми небольшой. Другая крайность — слишком «активно
воспитывающие» родители, все решающие за ребенка. Если в период
развития самостоятельности (в 2–3 года) его ограничивают в этой самой
самостоятельности, то в результате формируется мотив избегания неудач:
вместо того чтобы добиваться чего-то, он просто «убегает».
«Мужское воспитание»
Конечно, мальчишка, который ни разу не пришел домой с синяком, немного
разочаровывает родителей, особенно пап. И некоторые из них, не слишком
активно участвовавшие в процессе воспитания до этого, решают, что
теперь самое время «заполнить пробелы»: «Что это за мужчина, который не
может подраться? Учись! Выживает сильнейший, надо пробиваться с боем».
В ход идут индивидуальные уроки и запись в срочном порядке в секцию
рукопашного боя.
К сожалению, далеко не все дети усваивают уроки самообороны. Тихий,
меланхоличный ребенок может «зажаться» еще больше — он не в силах
преодолеть страх, а еще боится недовольства со стороны взрослых.
Поэтому предпочитает поменьше жаловаться на обидчиков, скрывает свои
переживания, отчуждается от родителей. Это порождает еще большую
проблему, ведь, утрачивая опору в лице взрослых, ребенок ощущает свою
полную беззащитность. И если он от природы несмел, страх перед миром
может стать паническим.
Если же ребенок по натуре своей достаточно агрессивен, то «папина
школа» может привести его к еще более частым стычкам со сверстниками.
Как будто неплохо — по крайней мере, может защитить себя (хотя сам чаще
нападает). Но таким детям бывает трудно ужиться в коллективе, к ним тут
же приклеивают ярлык «хулиган», окружающие стараются держаться от
такого подальше. А чувствовать себя «бешеной собакой», которую боятся и
ненавидят, очень неприятно. Отвергнутые обычно озлобляются еще больше,
у них растет желание мести, они считают, что вокруг одни враги. А это
прямой путь к депрессии в дальнейшем.
Так что же, не нужно учить ребенка постоять на себя? Учить нужно! Даже
православный священник на вопрос прихожанки, учить ли ребенка давать
отпор обидчикам, ответил: «Да, ребенок должен уметь постоять за себя.
Можно дать сдачи, но только без злобы». С таким утверждением согласны
72 % родителей (а 27 % ответили «нет») — по результатам
социологического опроса. Но важно делать это правильно. Как же?
«Драться? Нет, защищать себя!»
Для нормального развития ребенку необходимо верить, что мир не жесток,
а добр. Конечно, встречаются отдельные вкрапления зла, но их можно
победить. И обыкновенная мальчишеская драка не есть воплощение зла,
ведь агрессивность — это обязательный этап развития малыша, он должен
ее почувствовать, пережить, научиться ее контролировать. Исключить
агрессию из характера человека невозможно, но вполне возможно научиться
управлять ею, перевести ее в другое русло, где она выразится в
активности, подвижности, «живости» ребенка. Поэтому однозначно внушать
маленькому школьнику, что «хорошие мальчики не дерутся», не стоит —
ситуации бывают разные. Иногда достойно ответить на оскорбление
становится для ребенка жизненно важной задачей. Хорошо, если именно
родители помогут ему решить ее. Вариантов множество.
«Учить надо! Но вместе с тем нужно учить анализировать ситуацию:
возможно, все можно решить мирным путем. Если же агрессия со стороны
обидчика не прекращается, то есть другой ребенок принимает такие
переговоры за слабость, — дать сдачи просто необходимо!»
«Нужно воспитывать в ребенке уверенность в собственных силах. Знание,
что он может постоять за себя, всегда чувствуется окружающими (и
обидчиками в том числе). Уверенного в себе человека никто не ударит
просто так».
«Учить можно так — после первого удара не бить, но предупредить: «Если
это повторится, дам сдачи!». И если повторяется — давать! Какие потом
могут быть упреки — я же предупреждал. Очень отрезвляет, особенно
родителей «задираки». И лучше, если этому (как защищать себя без
излишней агрессии) научат папа с мамой, а не мальчишки из соседнего
двора».
«Можно сначала предупредить обидчика: «Мне не нравится, когда…
(толкают, берут мои вещи)». А если не понимает — можно и силу
применить. Учить просто размахивать кулаками, чуть что, мне кажется,
тоже нехорошо».
Психологи предлагают комплексный подход к этой проблеме. Надеяться на
каратэ или рукопашный бой как спасение от комплекса «беззащитного» не
совсем разумно: единоборства воспитывают множество замечательных
мужских качеств (выносливость, концентрацию, умение контролировать
себя) и силу в том числе, но защитная функция в этом случае имеет
второстепенное значение. Ребенок может прекрасно владеть приемами, но
не хотеть их использовать в конфликтной ситуации. Значит, проблема не в
этом.
Скорее всего, ему недостает уверенности в себе. Может, на него сильно
давят в семье, может, слишком много запретов и ограничений… А ведь
решить проблему несложно. Даже простое подбадривание и одобрение (пусть
и незначительных) побед вашего чада значительно улучшит положение.
Прислушаемся к советам психологов:
— Важно позволять ребенку побольше общаться с другими детьми. Если в
семье растет маленький пацифист, которому претит размахивать кулаками,
— подсказать более приемлемые способы защиты. Можно, например, строго
предупредить обидчика, всем своим видом показать, что он не позволит до
себя дотронуться. Конечно, чтобы сделать это убедительно, необходима
уверенность в себе.
— Если ребенок фантазирует, как он будет давать обидчику сдачи, —
подыграйте ему. Разыграйте разные сценки, как можно ответить агрессору
и с помощью силы, и без ее применения. Чем больше вариантов найдете,
тем больше шансов, что один из них ребенок сочтет подходящим для себя и
использует его в разрешении конфликта. Важно больше доверять сыну (или
дочке), не навязывать свое видение мира, не вкладывать в него шаблоны
(драться — хорошо или, наоборот, плохо), просто все обсудить.
Родительская поддержка в этом случае очень важна.
— Если хотите, чтобы ребенок умел давать отпор обидчикам, развивайте в
нем чувство… сострадания. Жалость — самое надежное оружие в борьбе со
страхом. Невозможно бояться тех, кого жалеешь.
Воспитание ребенка — важное и увлекательное дело, и каждый из родителей
вносит в него свое начало. Если мужчины учат детей приспосабливать мир
под себя (как в песне: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть
лучше он прогнется под нас…») — зачем уступать, если можно прогнать
обидчика, то женщины часто учат иначе — подстраиваться под мир.
Казалось бы, такое противоречие, как тут поступить? На самом деле, не
все так сложно — ребенок выберет тот путь, который ему ближе, или
усвоит все эти взаимодополняющие модели поведения. В будущем это
наверняка пригодится, ведь жизнь разнообразна, и одни и те же
поведенческие шаблоны не могут быть адекватными в любой ситуации, а
психологически «гибкий» ребенок сможет более успешно приспособиться к
реалиям жизни. Приспосабливаться уже сегодня, выбирая в конфликтной
ситуации переговоры или драку, — что считает нужным. Главное, чтобы он
знал: мы, родители, всегда на его стороне, всегда поможем и поймем.
Обсудить на форуме
Источник: http://www.uaua.info/content/?action=main&id=59 |