"Сказки ничему не учат!" И все-таки они необходимы нашим детям!
Признаться,
фразой о ненужности сказок психолог и психотерапевт Олег Шапошников
меня сильно заинтриговал. Как и утверждением, что все сказки делятся на
три категории: для мальчиков, для девочек и общие. А когда выяснилось,
что все сказки пронизаны фаллическими символами, у меня и вовсе
закралось подозрение, что доктор говорит о совершенно особых,
неизвестных мне сказках.
— Стоит ли разделять сказки по «половому признаку»?
— Эти признаки в сказках заложены изначально — мы можем просто знать
или не знать об этом. Сказки, как и люди, имеют разный пол. Он
определяется по главному герою. «Кот в сапогах», конечно же,
мальчиковая сказка, «Алиса в Стране чудес» — девочкина, а сказки общие,
или унисекс, те, в которых много разнополых героев. Например, «Волк и
семеро козлят». Сказки «среднего пола» чаще всего адресуются совсем
маленьким детям.
— Значит ли это, что сказки учат мальчиков и девочек разным вещам?
— Многие родители ошибочно полагают, что сказки детей чему-то учат. Это
не так — они способны лишь слегка влиять на психическую жизнь ребенка.
Сколько времени мы читаем сыну или дочке на ночь? 5-10 минут? А ведь
все остальное время ребенок живет в атмосфере, созданной родителями и
знакомыми! Поэтому сказка — это первая детская психотерапия, то, за что
взрослые дяди и тети платят большие деньги, а ребенок получает
бесплатно. Сказка — это некий предложенный сценарий, по которому
маленький человек может выстроить свой собственный спектакль. Но
основное ее предназначение на раннем этапе развития — это выбор
сексуального объекта. У мальчиков и девочек он, конечно, разный,
поэтому и сказки разные.
— Какие сексуальные объекты могут быть у 3- или 6-летки?
— Как известно, сексуальность человека формируется до 5 лет:
складываются привязанности, строятся отношения с мамой и папой. А
сказки могут лишь корректировать проблему выбора через заложенные в них
символы, в том числе и сексуальные. Ребенок, если, конечно, родители
его не затюкали, это хорошая саморегулирующаяся система — он
воспринимает только то, что ему нужно, и совсем не так, как думаете вы.
Читая, наблюдайте за его реакцией: если он в 222-й раз просит сказку
про Чиполлино, значит он нашел в ней что-то полезное — крепитесь и
читайте. Если вы продвинутый родитель — узнайте у специалиста, что
может означать такая приверженность к одной и той же сказке. Только,
ради бога, сами не ставьте диагнозы — вы в этом ничего не понимаете.
— А кому читать, например, сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? Ведь в ней два разнополых героя...
— О, это проблема сексуального выбора чистой воды! Сказка для мальчика!
Есть условие, при котором он станет козлом: если попьет из копытца. Его
сестра, она же символическая мать, неоднократно предупреждает:
«Иванушка, не становись козлом!» Но Иванушка решает иначе, и все мы
знаем печальный итог. Мораль такова: надо слушаться маму, чтобы не
стать козлом.
— Есть ли сказки, которые детям знать не надо?
— Из старых я таких не знаю, а с современными знаком плохо. Но и они не
нанесут вреда, потому что глубинная часть психики ребенка воспринимает
не фабулу, а символы. Вот, например, ленивый Емеля, который достигает
успеха не за счет собственных усилий, а только с помощью волшебной
печки. Неужели вы думаете, что после такой сказки ваш ребенок уляжется
на кровать и не встанет? Нет, он полюбит эту сказку, если сильно
привязан к матери, потому что печь на уровне подсознания — это мать и
матка. А если ничего «умного» он в сказке не найдет, то просто
выслушает ее как анекдот и забудет.
— Надо ли читать детям страшные сказки, например братьев Гримм, а
также грустные и печальные, с плохим концом, например «Колобок» или
«Стойкий оловянный солдатик»?
— Обязательно нужно! Ведь психика ребенка даже из очень благополучной
семьи переполнена негативными переживаниями — что бы родители там себе
ни думали. А печальные события в сказках помогают ребенку смириться с
несовершенством мира, преодолеть собственные страхи и комплексы. Он
узнает, что не один бедный-несчастный на этом свете, — есть и другие.
Включение в предложенную автором жестокую игру позволяет избавиться от
части собственной агрессии. Ведь что такое отрубленные головы Кощея
Бессмертного? Это победа мальчика над отцом в борьбе за маму! А смерть
злой волшебницы? Это повергнутая мама девочки! При этом совсем не
обязательно, что у детей или родителей есть видимые проблемы, — так
срабатывает подсознание.
— Мой 5-летний приятель стесняется того, что ему нравится сказка
Андерсена «Русалочка». Он считает, что она девичья. Что делать его маме?
— Смотри-ка... Она и вправду женская! Задача мамы снять стеснение, не
довести ребенка до комплекса неполноценности, показать, что ничего
крамольного в таком отношении к этой сказке нет. Русалочка, конечно,
это сексуальный объект, и мама должна показать сыну другие аспекты
сказки. Пусть скажет: «Сынок, это сказка о любви. Русалочка любила
принца и готова была на все ради него. Я тоже тебя очень люблю и сделаю
для тебя все, что угодно». Ну и дальше в таком же роде. Сын поймет, что
мама настоящий друг, что с ней можно делиться самым сокровенным.
— Не устарели ли сегодня некоторые сказки, например Пушкина «О
золотом петушке»? Как объяснить ребенку строчку «...звездочета и
скопца»? Его интересовало последнее слово.
— Так и объясняйте: дядя, у которого не может быть детей. Что тут
сложного? Символизм в этой сказке не может устареть в принципе, ведь в
ее основе народное творчество, переложенное на язык поэзии. Пусть
ребенок наслаждается слогом Пушкина и слушает ваши объяснения на
понятном ему уровне.
— Сейчас очень распространены книжки со сказками, написанные по
мультфильмам. Каким сказкам отдавать предпочтение: классическим или
новым?
— Неважно. Знаю многих, кто говорит, что, мол, хороши только старые
советские мультики. А мне вот, например, нравятся диснеевские — я знаю,
что их создатели используют психоанализ. Какая разница, какая именно
Золушка учит ребенка доброму и вечному, в джинсах или средневековом
платье?
— Насколько эффективно родителям самим сочинять сказки типа «Жил-был мальчик Вася...»?
— Вот этого я делать не советую! Все равно не получится
абстрагироваться и волей-неволей вы через такие сказки будете давать
оценки своему ребенку и «отыгрывать» на нем свои проблемы. Он ведь
привык сказкам доверять, а вы им манипулируете! Откуда вы знаете, какие
символы запрятать в сказки? Вы ведь не беретесь отрезать больному ногу,
если вы не хирург, или строить дом, если не строитель? Вот и сказки не
нужно сочинять самим — для этого есть писатели.
— Как объяснить ребенку параллельную реальность сказки? «Мама, я
тоже хочу волшебную палочку!» — «Она бывает только в сказке, а в жизни
их не бывает» — «Значит, сказка — это обман?» Или: «Давай поставим на
окно две банки с вареньем и Карлсон прилетит к нам!»
— А вам что, сложно банку поставить? А потом вместо нее другую, пустую?
Это не обман, а сценарий игры, которую предлагает вам ребенок. Не нужно
с детства приучать его к реализму — это со временем сделает жизнь.
Пусть как можно дольше остается фантазером, развивает свое воображение!
Ведь вы в 20 или 30 лет не пришли к своей маме со слезами: «Ты меня
обманула! Карлсона не существу-у-ует!» Тогда получается, что и Деда
Мороза нет! Что касается волшебной палочки (которая, как вы понимаете,
является фаллическим символом), то кому не хочется ее иметь и творить
чудеса? Я бы сказал сыну или дочке так: «У малышей такие палочки бывают
только в сказках, а у тебя она появится, когда ты вырастешь. Если,
конечно, по-прежнему будешь ее хотеть». На вопрос о том, есть ли
волшебный предмет у папы, предлагаю ответить положительно и с
примерами: «Вот помнишь, в прошлом году на свой день рождения ты нашел
под кроватью машинку, которую хотел? Это папа наколдовал!»
— Надо ли разбирать с детьми сказки после чтения: «Как ты думаешь,
почему удалось вытащить репку, когда пришла мышка, разве она самая
сильная?»
— Ну, репка, как вы понимаете, это плод, который рожался, рожался да
никак не мог родиться, а земля — это мать. Толпа народа помогала
роженице... Ну да, можно рассказать ребенку про дружбу и взаимопомощь,
провести параллель между мышкой и ребенком. Мол, когда ты нам с папой
помогаешь, все у нас получается. А вообще прежде чем препарировать
сказку, трезво оцените ее — может, в ней и нет ничего, что требует
объяснений. И почаще слушайте своего ребенка — он сам так или иначе
скажет, что ему надо.
Обсудить
на форуме>>>