Сколько слов знает ребенок?
Какое количество слов может усвоить человек? Есть ли границы для каждого возрастного этапа жизни?
Словарный запас каждого человека состоит из активной и пассивной части.
Активный словарь включает в себя слова, которые мы не только понимаем,
но и повседневно используем. Пассивный словарь – это такие слова,
которые мы понимаем, но пользуемся ими редко. Пассивный словарь всегда
больше активного.
Активный словарь малыша постепенно увеличивается: в 1 год он составляет
10 слов, а к 3 годам достигает 100 слов. В 4 года ребенок произносит до
1500 слов, в 5 лет – около 200. Семилетний ребенок пользуется 4000
слов. У взрослого человека активный словарь насчитывает 6-8 тыс. слов.
Качественный состав словаря дошкольников разного возраста существенно различается.
На 4-ом году жизни у ребенка еще встречаются слова типа «ляля»,
«киця». Малыш пользуется словами-заменителями, если не знает точного
названия. Например, окно и подоконник обозначает одним словом «окно».
Часто заменяет названия предметов словами «этот», «тот»: «Дай мне это».
Имена прилагательные часто носят обобщающий характер: «хороший» - это и
красивый и добрый, и веселый. В активном словаре чаще всего встречаются
существительные и глаголы.
Пятилетний ребенок
чрезвычайно любознательный и разговорчивый. Это способствует быстрому
обогащению его словарного запаса прилагательными, числительными и др.
частями речи. На 5-ом году жизни у детей ярко проявляется собственное
словообразование. Если малыш не знает или забыл название предмета, он
подбирает подходящее слово: «кофемолка» - «крутилка» и т.д.
Активный словарь
6-7 летнего ребенка
намного богаче. Он свободно пользуется всеми частями речи, правильно
называет предметы, их признаки, свойства. Эффективно обогащают
словарный запас ребенка настольные игры: «Лото», «Домино», «Парные
картинки». Взрослые могут быть активными участниками этих игр.
Родители также могут проводить словесные игры.
Например, игра
«Скажи наоборот». Взрослый называет слово, а ребенок подбирает противоположное по смыслу:
Черный – белый
Большой -
Теплый -
Добрый -
Мокрый - и т.д.
Интересна детям
игра «Путаница». Например, взрослый называет фрукты: яблоко, груша, помидор, слива, апельсин, вишня. Ребенок должен исправить ошибку.
Богатство и образность придают речи пословицы и поговорки. Пословицы нравятся детям игрой слов, ритмикой.
Во время приема пищи можно ознакомить детей с такими поговорками: «Кашу
маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «А Васька слушает, да
ест».
Если малыш выполняет ваши поручения неохотно, поспешно, тут пригодятся
такие пословицы: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», Поспешишь –
людей насмешишь», «Делу время, а потехе час».
Во время прогулок и наблюдений за природой можно ознакомить ребенка с
народными приметами: «Солнце светит, да не греет», «Солнце низко –
вечер близко», «Два друга – мороз да вьюга».
Важно знать, что ребенок усваивает слова в определенной
последовательности. Сначала он непосредственно знакомится с предметом,
играет с ним, слышит от взрослых название. Потом формируется
представление об этом предмете, малыш знает, для чего он нужен, что с
ним можно делать: «Ручкой можно писать на бумаге».
Лучше всего ребенок запоминает новые слова, если они связаны с
непосредственным восприятием предмета: погладил кошку – «мягкая,
пушистая шерстка».
Ежедневный быт – это главный источник обогащения словарного запаса.
Можно использовать название бытовых предметов для развития слово
образований:
Суп – супница
Мыло – мыльница
Хлеб - …
Сахар - …
Перец - … Выходные дн
и желательно использовать для прогулок, экскурсий, наблюдений за окружающей средой.
Наблюдение –
ценный источник развития речи, потому что дошкольник не может молча
наблюдать за чем-либо. Он все время спрашивает, как называется
незнакомый предмет, для чего он нужен. Ребенок делится впечатлениями об
увиденном, старается рассказать связно. Объектов для наблюдения
множество: растения, птицы, животные, явления природы, транспорт, труд
взрослых. Желательно наблюдение за природой проводить в разные времена
года, сравнивать, как выглядит дерево зимой, весной и т.д.
Овладение богатым словарным запасом возможно только на основе звуковой
культуры речи. К 4-5 годам малыш должен овладеть произношением всех
звуков родной речи. К сожалению, почти половина 6-летних детей имеет
недостатки произношения и восприятия звуков.
Речевой аппарат дошкольника имеет свои особенности. Голосовые связки и
гортань дошкольника короче, чем у взрослого. Язык занимает большую
часть ротовой полости, движения его недостаточно точны и
координированы. Этим можно объяснить некоторые недостатки произношения.
У детей небольшой объем легких, поэтому речевое дыхание недостаточно
развито.
Устная речь существует в двух формах: диалог и монолог.
Для диалога характерны
короткие, неполные предложения, использование мимики. Диалогическую
речь дети осваивают до 5 лет. На 6-ом году жизни она уже не
удовлетворяет речевые потребности ребенка. Он хочет уже сам пересказать
сказку, содержание мультфильма, поэтому начинает пользоваться
монологической речью.
Монолог – это речь одного
человека, поэтому требуется последовательное изложение мысли, связность
рассказа. Большинство детей к 6 годам овладевают связной монологической
речью. До прихода в 1 класс ребенок должен научиться описывать знакомый
предмет с его основными признаками, качествами. А также сравнивать 2-3
предмета, самостоятельно составлять рассказы по сюжетным картинкам.
Шестилетний ребенок до прихода в 1 класс должен знать все печатные буквы, различать большую и маленькую букву.
Необходимо научить ребенка читать слова и небольшие предложения,
научить выполнять звуковой анализ слова. Он включает в себя деление
слова на слоги и последовательное называние каждого звука. Например,
слово «рыба» разделить на ры-ба, назвать звуки: «р», «ы», «б», «а».
Советы родителям:
Как можно больше разговаривайте с ребенком.
Поощряйте его вопросы, воспитывайте «почемучку».
Чаще сами задавайте малышу вопросы.
Каждое непонятное слово обязательно объясните.
Разговаривайте с ребенком только правильной речью, не «сюсюкайте». Если
ваш трехлетний ребенок говорит мало слов, не пользуется предложениями,
посещайте логопедический садик. Если пятилетний неправильно произносит
звуки, обратитесь к логопеду.
Используйте каждую свободную минуту для общения с ребенком. Основными
собеседниками ребенка являются члены его семьи. Учите ребенка
составлять рассказы и сказки, пересказывать содержание мультфильмов.
Развивайте мелкую моторику рук малыша, это будет существенно влиять на
развитие речи. Используйте для этого игры с пластилином, мозаикой,
паззлами, конструкторами. Выполняйте с ребенком пальчиковую гимнастику.
Обсудить
на форуме>>>