Осторожно: подросток!
Родители не боги и не ангелы
Если речь заходит о подростках, то всегда говорят о трудном,
переходном, неблагодарном возрасте от 12 до 17 лет, когда ребёнок
становится замкнутым, обидчивым, насмешливым и даже враждебным по
отношению к взрослым. Самым гармоничным и любящим семьям приходится
переживать этот сложный период: дети уходят из детства, перестают быть
"маленькими".
Вы, конечно, уже давно поняли, что и ваш ребёнок далеко не ангел. Порой
он капризничал, грубил вам, обманывал вас, но никогда раньше не ставил
под вопрос ваш авторитет как родителей. Успокойтесь, ничего страшного
не случилось: ребёнок вступает в подростковый возраст – период между
детством и юностью.
Его потенциальные умственные способности почти равны вашим. Он
стремительно развивается в физиологическом плане, что вызывает
неловкость в движениях, делает его похожим на "гадкого утёнка",
провоцирует эмоциональную неуравновешенность и повышенную
агрессивность. Главные особенности этого возраста – чрезмерная
чувствительность и неудовлетворённость всем и всеми.
Подростки не удовлетворены собственной внешностью, впечатлением,
которое они производят на окружающих, своими способностями, взрослыми
вообще и своими родителями в частности, семьёй, школой, досугом, своей
комнатой, одеждой, которую покупают им родители.
Зато им нравится и доставляет удовольствие экстравагантные макияж,
причёска, украшения, наряды, музыка, компьютерные игры, видеофильмы.
Они проводят время в компании сверстников, в беседах с друзьями в
интернете и по телефону. Разговоры идут на "взрослые" темы, но на
молодёжном сленге.
Им нравятся пикники, походы, путешествия, наличие карманных денег, быть
лидером, находиться в центре внимания ровесников, хвастаться успехами и
заслугами родственников, знакомых. Они дают "дельные" советы друзьям,
занимаются популярными или экстремальными видами спорта, приглашают к
себе друзей и ходят к ним в гости.
Быть недорослем очень тяжело
Вероятно, вы забыли, что происходило с вами в подростковом возрасте.
Напоминаем. Переполненные энергией, испытывающие сложности полового
созревания, одержимые возникшей потребностью в независимости, в
ожидании больших успехов в будущем, вы проходили через тяжкие испытания
в поисках собственного пути в этом мире.
Вы были убеждены, что проторенных дорог не бывает. Вы были слишком
чувствительны к критике, которая могла и обескуражить, и разозлить, и
заставить вас проявить свои таланты. Нечто подобное происходит и с
вашим ребёнком.
В наше время и в нашем обществе переживания подростков приобрели особую
остроту. Их интеллект достаточно высоко развит, они больше, чем
поколение их родителей, знают о социальных проблемах, сексе, лучше
разбираются в технике. От этого подростки не стали взрослее, чем
раньше, им так же не хватает зрелости и опыта.
Итак, ваш ребёнок находит странные увлечения, эксцентрично себя ведёт,
"изобретает" новый лексикон, предпринимает заведомо неудачные
начинания, попадает в критические ситуации. Зачем? Почему?
Он пытается выяснить, какие отношения связывают его с другими людьми –
взрослыми, родителями, ровесниками своего и противоположного пола.
Ребёнок познает себя в процессе взаимоотношений. "Как относятся ко мне
родители, учителя – и как к ним отношусь я? Меня воспринимают неверно,
они видят меня не таким, какой я есть сегодня, - то есть почти
взрослым, - а таким, каким я был вчера и позавчера, - маленьким ".
Открытие своего "я" рождает вопросы: "Что я думаю, что я чувствую?" – и
более общий: "Кто я?".
Важное значение приобретают контакты с противоположным полом. Они
становятся тем, что он остро ощущает, что причиняет ему боль или
доставляет удовольствие.
Это период проб и ошибок, разочарований, разбитых сердец, трагедий. В
лучшем случае переживания приводят к более глубокому пониманию себя и
своих идеалов, в худшем – остаются шрамы и незаживающие раны, иногда, к
сожалению, в прямом смысле этих слов.
Помимо этих переживаний, подростка беспокоят и другие вопросы: "Как
строить отношения со сверстниками, с друзьями? Подхожу ли я им?
Нравлюсь ли я им? Хотелось бы мне присоединиться именно к этой
компании?" Ответы на все вопросы ребёнок стремится найти
самостоятельно. Свои проблемы отныне он планирует решать сам.
Как строить отношения с подростком
Для вас и вашего ребёнка наступил момент, когда вам необходимо как бы
заново познакомиться друг с другом. В первую очередь, постарайтесь
услышать и понять сына или дочь. А чтобы взаимопонимание произошло,
чаще вспоминайте себя в этом возрасте, свои проблемы, радости и
неудачи, причины конфликтов с родителями.
Наступило время предоставить ребёнку больше свободы, возложить на него
больше ответственности. Если то, в чём вы ранее ограничивали подростка,
не является запрещённым, аморальным или слишком дорогим удовольствием,
откажитесь от запретов. Однако честно изложите ребёнку свои страхи и
опасения, чтобы и он мог вас понять.
Полезный опыт появляется тогда, когда человек полагается на свои
собственные силы, справляется с ситуацией самостоятельно. Признавайте
право подростка действовать по своему усмотрению и только в случае
действительной необходимости давайте ему совет.
Постарайтесь
понять, что ребёнок вовсе не должен обязательно следовать вашим
советам. Уважайте его достоинство и развивайте в нём чувство
правильной, объективно высокой самооценки. Хвалите подростка, когда у
него есть успехи, когда он пытается исправить свои ошибки.
Стройте отношения на основе доверия, бескорыстной помощи и не забывайте
о чувстве юмора. Вы для него – источник добра и знаний во всех областях
жизни. Не занимайте авторитарную позицию по отношению к ребёнку. Вы не
потеряете авторитета, если будете признаваться, что сами испытывали
подобное состояние или чувство. Честно признавайтесь в своём невежестве
и некомпетентности. Подростки чувствуют даже малейшую фальшь, а больше
всего они ценят искренность.
С пониманием относитесь к внезапным переменам настроения подростка.
Иногда он ведёт себя как взрослый человек, иногда как пятилетний
ребёнок. Так пока и должно быть. И совершенно естественно, что у
подростка свой круг интересов, почему он и предпочитает общество
сверстников вашему обществу. Это не должно вызывать у вас негативной
реакции.
Не сводите отношения с ребёнком к ситуации "победитель – побеждённый". Любое насилие чревато большими неприятностями.
Не повышайте голоса на подростка, не грубите ему, не обзывайте его.
Наказывать подростка физически - категорически запрещено. Не давайте
никаких обещаний, тем более угрожающего свойства, если не уверены, что
сможете их выполнить.
Ложь, угрозы, шантаж – запрещённые приёмы, создающие серьёзные помехи в
воспитании подростка. Сохраняйте терпение, самообладание, спокойствие в
критических ситуациях.
Поймите, что невозможно на все проблемные ситуации иметь готовые
рецепты. Жизнь сложна и непредсказуема, а развитие личности – в
определённой степени загадочный процесс. Каждая новомодная теория,
поучительная книга, рекомендательная статья, каждое посещение педагога
или психолога вносит свой вклад в ваше понимание ребенка-подростка, но
ничто и никто никогда не даст ответа на все ваши вопросы и не разрешит
все ваши сомнения.
Права родителей
Что можно посоветовать? Разработайте документ для внутрисемейного
пользования, красочно оформите его и повесьте в рамочке на видном
месте. Назовите его, скажем, "Права родителей". Мы предлагаем вашему
вниманию один из вариантов такого законопроекта, составленный
специалистом-психологом.
Мы не были родителями изначально, мы стали ими в момент твоего
рождения. Наш родительский стаж равен твоему возрасту. Как родители, мы
ровесники тебе и не меньше твоего нуждаемся в поддержке. От нас
зависит, каким ты станешь, но и от тебя зависит, какие родители
получатся из нас.
Сотрудничай с нами. Не старайся быть инфантильнее, чем это есть на
самом деле, не разыгрывай беспомощность и глупость. Протяни нам руку
помощи и дай понять, что мы можем на тебя рассчитывать.
Помни, что серьёзная учеба означает серьёзное дело. Мы постараемся
свести до минимума наши требования к тебе и реже употреблять: "ты
должен". Но и ты постарайся развить в себе ответственность и, не
дожидаясь требований, совершай акты доброй воли: "Давайте я сделаю…"
Мы, как и ты, способны на ошибки. Будь великодушен, постарайся любить
нас и тогда, когда мы ошибаемся. Родители не боги и не ангелы, хотя и
стараются ими казаться.
Очень хотелось бы, чтобы ты не обижал нас своим невниманием, когда мы
заботимся о тебе. "Спасибо" – это такой стимул! Родители отнюдь не рабы
своих детей, мы тоже нуждаемся в словах благодарности и отдыхе.
В критических ситуациях старайся принимать наши правила, даже если не
совсем понимаешь их. Мы действительно иногда знаем, что лучше.