МАМИНЫ ЗАПИСКИ

Реклама

Новости
[10.03.2008]
КАК УЛУЧШИТЬ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЯМ ДО ГОДА (0)
[10.03.2008]
Таблица определение дня родов по дате последней менструации (0)
[10.03.2008]
В чем плюсы и минусы присутствия папы на родах? (0)
[10.03.2008]
10 связей успешного грудного вскармливания (0)
[10.03.2008]
Научи его познать себя (0)
[10.03.2008]
РОДЫ. КАК ПОБЕДИТЬ СТРАХ (0)
[10.03.2008]
10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали (0)
Статистика
Главная » Статьи » Наши детки » Психология и развитие

Раннее развитие: модная тенденция или осознанная необходимость?
Раннее развитие: модная тенденция или осознанная необходимость?

Раннее развитие: модная тенденция или осознанная необходимость?


С каждым годом все больше растет интерес родителей к профессиональному сопровождению самых ранних этапов детства. Современные мировые тенденции образования ориентируют родителей на развитие познавательных, коммуникативных и социальных способностей у детей начиная уже с младенчества, и есть основания полагать, что эти тенденции будут только возрастать. Основной вопрос заключается в том, насколько ранним может быть развитие, а также в гибких, соответствующих возрасту формах развивающей работы.

Все познается в общении


Сейчас актуальными в системе дополнительного образования являются следующие задачи: полная психолого-педагогическая диагностика и сопровождение развития с выявлением всех достижений ребенка; составление индивидуального плана посещения развивающих занятий; групповые и индивидуальные занятия со специалистами по научно обоснованным и личностно ориентированным программам.

Ребенок, регулярно посещающий детский сад, группы развития и детские клубы, значительно расширяет опыт общения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Со взрослыми ребенок учится подчиняться дисциплине, обращаться с вопросами и просить о помощи, защищать свое психологическое пространство, отстаивать свое мнение в социально приемлемых формах. Со сверстниками появляется возможность устанавливать первые близкие отношения. Лишь в общении с равными возможна «децентрация», т.е. понимание, что одну и ту же ситуацию можно видеть по-разному, что у других есть свои интересы и потребности, которые необходимо учитывать в процессе игры и общения.

Куда пойти развиться?

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения представлены детскими садами, клубами развития, культурно-досуговыми центрами, специализированными психологическими и логопедическими центрами. Они обеспечивают уход, раннее обучение и развитие, укрепление здоровья, консультации специалистов, просвещение родителей, развлечения и досуг, логопедию, психологическое сопровождение, художественно-эстетическое воспитание. Особая роль отводится студиям и группам развития с разной длительностью пребывания детей и комплексом интегрированных занятий, который обязательно включает ознакомление с окружающим миром, речевое и психическое развитие, музыку, прикладное творчество и двигательную гимнастику для малышей. Участие и заинтересованность родителей проявляется как в процессе вовлечения в ход занятий, так и в положительной эмоциональной оценке результатов деятельности ребенка.

Цель развивающей работы с детьми раннего возраста – создание и поддержание эмоционально комфортного пространства для продуктивного взаимодействия детей и родителей; способствование развитию способностей детей в естественных видах деятельности: предметном манипулировании, общении, игре; предоставление родителям возможностей для продуктивного решения вопросов, связанных с обучением и развитием ребенка.

Не ускорение, а обогащение

Современные научно обоснованные в отечественной и зарубежной педагогике и психологии представления о детском развитии предполагают не ускорение его хода в плане овладения новыми навыками, а обогащение новыми возможностями. Их предоставляет планировка и организация игрового пространства. Занятия должны проводиться в специально оборудованном помещении, разделенном на зоны, каждая из которых имеет оригинальное дизайнерское оформление и позволяет решать педагогические задачи, например заниматься с развивающими игрушками и природными материалами, рисовать или лепить, играть на музыкальных инструментах, выполнять упражнения по двигательной гимнастике или ритмике.

Контроль эффективности должен осуществляться специалистом на каждом занятии через краткий повтор и определение уровня усвоения содержания предыдущего занятия, а также путем проведения периодического исследования основных сфер развития ребенка. Анализ динамики развития ребенка позволяет определить развитие основных групп способностей ребенка: двигательных (общая моторика, мелкая моторика, произвольность); познавательных (исследовательская активность, образное мышление, логика); символических (творчество, музыка и танец, игра); коммуникативных (активность, речь, общение со сверстниками и педагогами). Знание индивидуальных особенностей развития способностей ребенка позволяет спланировать индивидуальную траекторию его развития – определить необходимый объем и направленность групповых занятий, потребность в индивидуальных консультациях.

* Отсутствие директивного руководства действиями ребенка во время выполнения творческих заданий, свободной деятельности, игры.
* Достижение развивающего эффекта возможно только через организацию необходимых условий, способствующих эмоциональному вовлечению ребенка в занятия и общение. Среди таких условий важнейшими являются: наличие красочных, оригинальных дидактических пособий и материалов, и постановка перед ребенком задач, находящихся в его «зоне ближайшего развития» (при участии взрослого).
* Уважение и взаимопонимание между педагогами и родителями, основанное на любви к детям, понимании их интересов и нужд.

Взрослый – Родитель – Ребенок

Можно выделить несколько типов ситуаций взаимодействия «Взрослый – Родитель – Ребенок» в рамках развивающих занятий.

Ситуации свободной активности предполагают максимум самостоятельности ребенка в реализации собственной активности. Специалист должен предоставлять новые возможности для реализации игрового замысла ребенка, эмоциональной поддержки игры, организации контактов детей. А родитель в этом случае поддерживает чувства защищенности и эмоциональной стабильности ребенка самим фактом своего присутствия.

Активность отдельного ребенка реализуется в рамках общего творческого замысла всех участников группы, где он получает возможность самостоятельно выбирать необходимые средства (игрушки, предметы, пособия) и определять степень своего участия в совместной деятельности. Специалист помогает наладить продуктивное взаимодействие детей и организовать творческое пространство. Родители при этом выражают свою заинтересованность и положительную эмоциональную оценку результатов творческой деятельности.

Ситуации предъявления правила педагогом предполагают ознакомление ребенка с новым для него правилом поведения, аспектом действительности или способом действия. Специалист находит доступные возрасту ребенка внешние обоснования правила. Своеобразие раннего возраста заключается в том, что развивающий эффект достижим только через эмоциональную насыщенность предметного и игрового окружения ребенка, а также широкое использование средств символизации (цвет, музыка, изобразительные и пластические образы) и эмоционального воздействия во всех формах работы с ним.

Ситуации предъявления запретов и ограничений касаются тех случаев, когда ребенок нарушает или может нарушить принятые правила. Принятые запреты и ограничения активного поведения ребенка направлены на минимальный круг ситуаций, когда ребенка необходимо удержать от нанесения вреда (физического или эмоционального) самому себе и окружающим людям. Предпочтительно предъявление запрета до нарушения правила, в этом случае специалист дает позитивную сторону в форме требования – «но можно делать так …», показывает возможные позитивные варианты поведения. При этом специалист старается доступными средствами (объяснение, показ, эмоциональное реагирование) донести до ребенка содержание правил поведения и норм взаимодействия с детьми и взрослыми.

Выделенные типы ситуаций и их соблюдение позволяют достичь единства всего процесса развития, а также помочь родителям в гармонизации детско-родительских отношений.

http://mamka.ru/development/3959-rannee-razvitie-modnaja-tendencija-ili.html

Тэги: ранне развитие, школы раннего развития детей, раннее развитие речи, раннее детское развитие, программа раннего развития, курсы раннего развития, раннее развитие малыша, развитие ребенка раннего возраста, методика раннего развития ребенка, занятия раннего развития, эмоциональное развитие детей раннего возраста
Категория: Психология и развитие | Добавил: judhome27 (20.11.2008)
Просмотров: 1201 | Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Женские новости
Питание и ГВ [21]
Психология и развитие [67]
Здоровье [31]
Особенные детки [1]
Безопасность [6]
Разное [4]
Форма входа
Друзья сайта

Copyright Сайт "Мамины записки"© 2024